Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров

Поход на Роман-Кош

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

Что вы знаете о Роман-Кош? Лично я, до похода, знал только то, что это наивысшая вершина Крыма, высотой 1545 метров. А поскольку это наивысшая вершина Крыма, то, как же я могу её не покорить? Не буду подробно описывать саму вершину Роман-Кош.  В этой статье, я лишь, хочу описать своё восхождение на крышу Крыма.

Перед походом я почитал в интернете статьи других счастливчиков, которым удалось покорить Роман-Кош и понял, что самый простой способ добраться до вершины — из Краснокаменки, через перевал Гурзуфское седло. Ещё в одной из статей я видел такую фразу, что в одиночный поход к Роман-Кош отправляются только больные на голову очень смелые и отчаянные люди, так как в заповедном лесу достаточно легко заблудится даже в ясную погоду. В этом я убедился на собственном опыте, причём за один поход дважды.

Официально чтобы попасть на Роман-Кош необходимо брать разрешение на посещение заповедника, но на практике все ходят на свой страх и риск, «покупая» разрешение на месте у лесников, если попадутся. Как мне рассказал один дедушка, который мне встретился на перевале Гурзуфское седло, раньше заповедник просто кишел от лесников и егерей, которые ловили нелегальных туристов, а к беседке ветров, вообще нельзя было пройти незамеченным. И туда пускали только экскурсионные туры.

Мне повезло. Я ходил в поход в начале октября 2014 года, и скорее всего, из-за смены власти за время моего похода я ни встретил ни одного лесника, а проход к беседке ветров вообще не охранялся.

Краткое описание ориентиров

• Остановка Краснокаменка на трассе Ялта-Симферополь.
  • Подъём по лестнице, продуктовый магазин обойти справа по асфальтной дороге.
  • Асфальтный перекрёсток: слева озеро, а нам направо.
  • Ялтинский горно-лесной природный заповедник.
  • Карьер
  • Родник, который огорожен забором, метров 100 от родника повернуть направо.
  • Лесной перекрёсток, на нём свернуть направо.
  • Поляна с памятником партизанам и родником.
  • Перевал гурзуфское седло.
  • Роман-Кош.
  • Беседка ветров

Поход

Начало моего маршрута начиналось в селе Краснокаменка. Добраться до него можно на любом транспорте, маршрут которого пролегает по трассе Ялта-Симферополь. Я добирался из Ялты на троллейбусе №52, время в пути составило 25 минут, цена проезда 10 рублей. Троллейбусы ходят каждые 20 минут, а их маршрут можно посмотреть тут.

Выйдя из троллейбуса, нужно перейти трассу и подняться по лестнице вверх, её невозможно не заметить. Поднявшись по лестнице, вы увидите продуктовый магазинчик, который нужно обойти по асфальтной дороге справа. Для примерного ориентирования: перевал Гурзуфское седло находится практически прямо по курсу.

Затем мой путь пролегал по асфальтной дороге, которая петляя, набирала высоту и вывела меня на асфальтный перекрёсток. На перекрёстке нужно идти направо. Если свернуть налево, то вы увидите частное озеро с пирсами для рыбалки и табличку, которая  проинформирует вас о том, что: «Вход и проезд запрещён. Частная собственность». Не зная дорогу, я потерял 20 минут. Нам нужно направо.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

Асфальтная дорога дальше набирает высоту, а на одном из виражей открывает нашему взору вид на Красный камень, ещё один хороший ориентир. Он окажется справа от вас, а сзади вас будет видна медведь-гора. Дорога проходит через стройку, здесь активно строятся счастливчики, поэтому, скорее всего, когда вы будете идти по этому маршруту, вашему взору откроются виды на новенькие коттеджи.

Асфальт заканчивается, а справа от дороги вы увидите шлагбаум и табличку. Нам туда. Дальше начинается заповедник, пребывание в котором без специального пропуска незаконно, но это никого не останавливает. Прохожу мимо шлагбаума с мыслями, авось пронесет, и иду по лесной дороге.

Мой следующий ориентир – карьер.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

Нужно оказаться на верху карьера, а для этого нужно свернуть на лесной развилке направо. По этой дороге вы выйдете наверх карьера и вашему взору откроется отличный вид на медведь-гору.

Вот видео с карьера с описанием дальнейшей дороги:

Не могу сказать точно, но на вершине карьера ориентировочная высота 500-600 метров над уровнем моря, такой вывод я сделал, потому что медведь-гора находится примерно на одной высоте с нами, а её высота 577 метров над уровнем моря. С этой точки, осталось набрать, всего лишь, километр. Дальше тропа выводит к роднику, который ограждён забором, от родника тропа уже промаркирована, и называется Артековской.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

За синим забором родник. От него нужно пройти по дороге метров 100 и повернуть направо, на тропу.

Внизу карьера я не свернул направо, а пошёл прямо. Это было моё первое отклонение от маршрута, сам не знаю как, но полазив по лесу, минут через 20 я все, же вышел на правильную тропу к роднику, огражденному синим забором.

Дойдя до родника, на деревьях появляются красные метки. Пройдя 100 метров от родника нужно свернуть направо, это уже будет не лесная дорога, а хорошо утоптанная тропа в сосновом лесу. Эта часть маршрута мне понравилась. Хвойный лес, отличная тропа, солнечная погода и у меня ещё полно сил и энергии, чтобы наслаждаться красотой природы.

Тропа имеет хороший подъем и я хорошо пропотел, так как взял высокий темп, пытаясь наверстать время, которое потерял не зная дороги. По этой тропе я вышел к лесному перекрёстку, и у меня было три варианта продолжения пути: налево, прямо и направо. Самый логичный для меня оказался — прямо, но на самом деле здесь, нужно поворачивать направо. Из собственного опыта могу дать совет: на любой развилке пройдя минут 10 пути и не встретив ни одной метки, возвращайтесь назад. От перекрёстка до поляны 1,5 часа ходу, тропа промаркирована и метки встречаются часто, поэтому нужно внимательно следить за метками.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

На этом перекрёстке нужно повернуть направо.

А вот видео с этого же перекрёстка:

Я же пошёл прямо, даже не знаю почему, но я не обратил внимание на отсутствие меток, моя голова была занята мыслями о том, чтобы не встретить лесников и навёрстыванием потраченного времени. Как говорится дальше в лес больше дров. Дорога становилась всё хуже и хуже и меня стали посещать мысли, что я пошёл не правильной дорогой, ситуация осложнялась тем, что остановиться и осмотреться не представлялось возможным, так как сразу, как только я останавливался, меня атаковали странные мушки. И мне приходилось держать высокий темп ходьбы и отбиваться от насекомых на ходу. При этом я записывал ориентиры и время, чтоб не заблудиться.

Заблудиться в лесу очень легко. Описываю ситуацию: иду по тропе, она вроде бы есть, притрушена листьями и ветками, но всё же есть, а потом она незаметно так тает и пропадает совсем. И всё её уже нет. Оборачиваюсь назад, тропы нет, деревья все одинаковые ориентиров никаких, и сразу возникает мысль: «что я тут делаю и почему мне дома не сиделось?». И это в ясную погоду, а если туман?  А туман в горах не редкость. Но мне в этот день везло, и я нашёл свою тропку. И продолжил путь.

Возвращаться назад к перекрёстку я не хотел, так как это было бы сильной потерей высоты и времени, а я боялся, что не успею попасть на Роман-Кош. Я шел дальше по принципу только вверх. Ещё я знал, что есть пожарная лесная дорога от Гурзуфа к перевалу Гурзуфское седло, и я рассчитывал рано или поздно на неё выйти.

Я продолжал своё восхождение к вершине Крыма, отбиваясь от назойливых насекомых. Лес давно уже стал лиственным, и мне часто встречались следы кабанов, и невольно стал вспоминать несчастные случаи встречи туристов с кабанами в лесу, но старался об этом не думать. Как вы догадались, мне уже, было не до красоты заповедного леса. Я думал, когда уже этот лес закончится, и я смогу сделать привал и сориентироваться на местности.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

Поляна с родником и памятником партизанам.

Видео с поляны:

Через 2 часа скитаний по лесу я вышел на поляну и смог перевести дух. Сделал привал, наконец-то от меня отстали эти мелкие букашки. Осмотревшись на поляне, я заметил памятник партизанам, склонил голову перед ними и продолжил путь.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

На поляну выходит лесная автомобильная дорога, по которой можно выйти на перевал Гурзуфское седло. Так же на поляне есть родник. Вот как раз на родник и выводит Артековская тропа.

Я был уверен, что выйдя на открытое место, увижу беседку ветров, но я ошибался, ничего этого я не увидел и не имел даже примерного представления где находится перевал Гурзуфское седло. С поляны нужно идти по дороге, она и выводит к перевалу. Выйдя на перевал, вы сразу поймете, что это он. От родника до перевала идти 20 минут. Выйдя на перевал можно вспомнить пословицу из русской сказки про богатырей: «Направо пойдёшь – на Роман-Кош придешь, налево пойдёшь – на беседку ветров попадёшь»

Видео с родника:

Если находиться возле родника, то перевал находится левее, а я думал, что перевал находится непосредственно вверху. И в третий раз пошёл по неправильному маршруту. Я пошёл прямо вверх, от родника туда ведёт тропинка, вначале хорошо утоптанная, а после она пропадает. Меня это опять не остановило, я продолжал подъём по козьим тропам в прямом смысле этого слова. Подъём стал очень крутым градусов 45, пришлось помогать себе руками. Обернувшись назад, я увидел медведь гору. За 3,5 часа путешествия, я увидел её впервые, с этой высоты она казалась маленьким холмиком. Поднявшись ещё выше, я смог различить скалы Адалары. Очень красивая картина, на которую можно любоваться часами, но у меня было мало времени, и пришлось опять отправляться в путь.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

Поднявшись наверх, я оказался правее перевала, но я ещё этого не знал, так как не видел, ни дороги, ни других ориентиров, зато я видел чистую нетронутую природу.

Беседка ветров. Вид со стороны Роман-Кош.

Поднявшись на одну из возвышенностей, я наконец-то увидел беседку ветров, и это меня обрадовало. Роман-Кош я всё еще не видел, но знал, что это будет незаметный невзрачный холмик с крестом и туром из камней. Выйдя на дорогу, я отправился к наивысшей точке Крыма. Дорога пролегала по степи, была ясная безветренная погода, не было слышно ни единого звука кроме моих шагов, такое ощущение, что я был единственным человеком на планете.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

Это и есть Роман-Кош. А сразу и не скажешь.

Вскоре, я заметил Роман-Кош. Действительно ничего привлекательного в нём не было, небольшой холмик, крест и тур, всё как я и читал. Подходя к вершине, меня охватило волнение, я думал, что сейчас выйду на холм, а за ним будет крутой обрыв, а в лицо мне ударит сильный ветер. Но ничего этого не оказалось. Ни ветра, ни обрыва. Я даже огорчился.

Вот, что открывается взору с вершины Роман-Кош:

Роман-Кош это несостоявшийся вулкан, подъём и спуск на этот вулкан – пологий, вы не встретите здесь крутых обрывов как на Ай-Петри, и в этом есть своя изюминка. Говорят, на Роман-Кош всегда дуют сильные ветра, но это был мой день, погода была ясная, тёплая и безветренная.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

Не могу сказать, что меня поразили виды, открывающиеся с Роман-Кош. Моря не видно, куда ни глянь одни горы. Мне было интересно, как выглядит с Роман-Кош Эклизи-Бурун – наивысшая точка Чатыр-Дага, но мне показалось, что даже с Алушты она смотрится интереснее. Скажу откровенно, смотреть особо не на что, но психологически я был очень рад, что покорил Роман-Кош, и смотрел на этот «невзрачный вид» своими глазами.

После всего этого, я имел честь отобедать на наивысшей вершине Крыма, а после обеда на меня нашла усталость. Да чего бы ей не найти, если я был в пути уже пять часов, а темп похода был высокий. Вот за обедом я и размышлял идти на беседку ветров или нет. Решил идти до Гурзуфского седла, а там будет видно.

Селфи

До перевала я дошёл за 30 минут. Повстречал даже косуль, но они были далеко, и я их толком не разглядел.

Видео на медведь-гору и Беседку ветров с одного из перевалов:

На перевале я все же решил идти на беседку ветров, поднявшись на холм, встретил первого человека за целый день, он мне и рассказал, что лесников и егерей сейчас нигде нет. Но уверял меня, что я не успею сходить на беседку ветров и вернуться обратно, в горах рано темнеет.

Я серьёзно отношусь к горам и понимаю все риски, которые меня ждали, если бы я не успел до темноты, но всё, же решил идти. Очень быстрым шагом я дошёл к беседке за 45 минут. Картина, открывшаяся моему взору, описанию не подлежит: голубое море, просматриваемое вдаль на 150 км, а это как ни как, половина расстояния до Турции. Маленький холмик внизу – это знаменитая медведь-гора, два маленьких камушка — скалы Адалары, высотой 35 и 40 метров. Это вам не Роман-Кош, думал я про себя, но с другой стороны Роман-Кош это самая высокая точка Крыма.

Поход на Роман-Кош.

Медведь-гора и скалы Адалары. Вид с Беседки ветров.

А это видео с Беседки Ветров:

Наслаждаясь панорамным видом, и размышляя, что же лучше посетить Роман-Кош или беседку ветров, пришёл к выводу, что нужно побывать и там и там, два этих места по-своему замечательны и прекрасны, и я не мог отдать предпочтение одному из них. Я был очень рад, тому, что мне удалось посетить два этих места за один день.

В реальность меня вернула мысль, о том, что у меня осталось всего три часа до наступления темноты. Я совершил марш-бросок до перевала, и был там, через 15 минут. На пути я снова встретил косуль. Они стояли в 20 метрах от меня и смотрели на меня удивлённо, впрочем, как и я на них. Насмотревшись друг на друга, мы расстались, меня ждал ещё серьезный спуск.

Вот видео:

Выйдя на поляну, напился родниковой воды и умылся. Это освежило и предало сил, которые уже были на исходе. Спускаться решил по Артековской тропе, с которой  неоднократно сбивался во время подъёма.

Заповедный лес. Начало спуска от поляны.

Тропа берёт начало от родника, и она хорошо утоптана. Только нужно внимательно следить за метками на развилках. Немного спустившись, тропа привела меня к лесному завалу, где сильным ветром повалило множество деревьев и тропа стала практически незаметной. В этом месте пришлось понервничать, но всматриваясь в деревья, мне удавалось находить метки, и вскоре я вышел из завала.

Дальше заблудиться невозможно, спускайся себе, следи за метками и всё. Тропа хорошо утоптанная, намного лучше, чем те тропы по которым, я пробирался наверх. Вскоре я вышел к тому перекрёстку, на котором выбрал неправильную дорогу, дальше дорогу я уже знал. Вновь родник за забором и на конец я вышел к карьеру. Время спуска составило 1,5 часа, от карьера до остановки неспешным шагом ещё минут сорок.

Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров.

Вид на Аю-Даг с вершины карьера.

Сказать, что я устал, это ничего не сказать. Я ОЧЕНЬ УСТАЛ, к тому же нагрузил ноги так, что к концу пути одна нога почти вышла из строя 🙂 потянул мышцу, но с горем пополам добрался домой, напился воды и завалился спать. Потом ещё неделю восстанавливался. Был уверен, что больше на Роман-Кош не пойду, но вот прошло всего две недели, я пишу отчёт о проделанном путешествии и просматривая фотографии, понимаю, что снова хочу побывать на Бабуган яйле. Это удивительное место!

Кстати недалеко от Роман-Кош, на той же Бабуган яйле находятся ещё три наивысшие вершины Крыма, в следующем походе буду покорять одну из них. Их высота на считанные метры меньше, чем высота Роман-Кош. Напомню, что пятое место наивысших горных вершин Крыма занимает Эклизи-Бурун (Чатыр-Даг) с высотой 1527 метра, что всего на 18 метров меньше, чем высота Роман-Кош.

Время прохождения основных ориентиров

9:00 остановка Краснокаменка

9:40 подошёл к карьеру (потерял минут 20 на развилке у частного озера)

10:30 вышел к лесному перекрёстку (зная дорогу можно дойти быстрее)

12:20 вышел на поляну с родником (потерял много времени, так как добирался по лесу по старыми тропам, по которым давно никто не ходил.)

14:00 добрался на Роман-Кош (45 минут привал)

14:45 вышел с Роман Кош к перевалу

15:15 перевал Гурзуфское седло

15:55 беседка ветров (шёл быстрым шагом)

16:15 начал возвращаться в Краснокаменку с беседки ветров через перевал

16:30 перевал Гурзуфское седло (марш бросок)

16:45 поляна у родника (15 минут привал)

17:00 начал спуск по Артековской тропе от родника

18:00 вышел к карьеру

18:40 вышел к остановке (темп снизил из-за ноги).

Желаю вам удачи в покорении горных вершин, но относитесь к таким походам очень серъёзно и ответственно. Горы очень сурово могут наказать за халатность.

Не забывайте забирать мусор и берегите Природу!!!

P.S. Подписывайтесь на рассылку и получайте отчёты о новых увлекательных путешествиях первыми.

Возможно, вам также будет интересно почитать:

Понравилась статья? Поделись!

29 комментариев to “Однодневный поход на Роман-Кош и беседку ветров”
  1. Михаил Анатольевич says:
  21. Аноним says:
  22. Федор says:
    • can4yos says:

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.