Как стать альпинистом и получить значок?

Как стать альпинистом и получить значок альпиниста? Моя история.

Для того чтобы стать альпинистом нужно пройти теоретическое и практическое обучение, а также совершить зачётное восхождение по маршруту 1б (категория сложности маршрута).

В туризме и альпинизме существует классификация маршрутов: 1 категория – это самые простые маршруты, соответственно 6-ая категория – самые сложные. Категории в свою очередь делятся на подкатегории: а и б.

Для большинства людей с хорошей физической подготовкой доступны маршруты до 3-ей  категории сложности.

Эльбрус (5 642 м) и Казбек (5 034 м) по классике имеют категорию сложности 2А. Это для  примерного понимания. И то, Казбеку «присудили» 2 категорию только за то, что его высота превышает 5 000 метров.

Маршруты 3 и 4 категории сложности уже требуют определенных навыков, знаний и тренировок. Например, Маттерхорн (4 478 м) — гора мало известная среди туристов, но хорошо известна в кругу альпинистов, имеет категорию сложности 3б. И чтоб на неё подняться одного желания уже недостаточно. К этой горе нужно готовится и морально и физически 🙂

Маршруты 5-6 категории сложности для простых смертных недоступны. “Мастерские” маршруты. Это очень сложные маршруты и ходятся, как правило, для выполнения нормативов кмс и мс (кандидат в мастера спорта и мастер спорта). Подробнее о категориях и разрядах можно почитать тут.

Моя история.

Я помню, когда слышал истории про альпинистов, всегда восхищался их смелостью, неприхотливостью, выносливостью, набором человеческих качеств и т.д. Для меня всегда альпинисты были особыми людьми, а теперь я и сам стал одним из них, и по правде говоря, горжусь этим. В этой статье хочу рассказать, как решил стать альпинистом, что меня сподвигло, как получить значок и т.д. Возможно Вам будет полезно и интересно! Поехали…

Как я решил стать альпинистом?

В альпинизм я пришёл из туризма. Всегда любил природу, горы, красивые виды, общение в кругу единомышленников и т.д. А это всё можно найти в туризме, поэтому в 2012 году решил с друзьями сходить в свой первый в жизни поход.

Сразу скажу, мне не понравилось. В том походе я сгорел на солнце, промок под дождем, натёр мазоли, у меня был не удобный рюкзак… Короче мне вообще не понравилось.

Но, я примерно понимал, что первый блин комом, поэтому чтобы сделать правильные выводы о туризме,, интересно мне это в принципе или нет, решил сходить ещё в один поход. И в 2013, уже обзавёвшись кое-каким снаряжением, отправился во второй поход… Ситуация повторилась… Опять я не получил того кайфа, которого хотел.

Может опыта не хватало, может коллектив не тот… Но я сделал вывод, что походы это не мое. И решил завязать с туристической карьерой))) Но в 2014 году, когда переехал жить в Ялту, прошёл Боткинскую тропу, а затем и Таракташскую! Был поражен их красотой. Именно эти тропы и вернули меня в горы…

Таракташская тропа

Позже я осознал, что именно горы меня всегда и привлекали. Я чётко понял, что хочу ходить в горы, лазить по скалам, проходить ледники, ночевать на больших высотах и наслаждаться видами, которые открываются с их вершин. Так же я понял, что являюсь сторонником легких и быстрых переходов и восхождений. И начал ходить в однодневные соло-походы максимально лёгкий.

Такая схема расширяет возможности, потому что налегке можно пройти до 30 км, вернуться домой, отдохнуть, и на следующий день опять выйти на маршрут, плюс не нужно тратить время на сбор и установку лагеря.

Постоянно практикуясь в туризме я пришёл к следующим выводам:

• основной целью похода ставить именно восхождение на вершину
  • ходить максимально легким и быстрым
  • делать ночевки не у источника воды, а где-то высоко в горах.

Я прекрасно понимал, что одно дело ходить по горам в Крыму, и совсем другое дело совершать восхождения в больших горах на Кавказе, в Альпах, Гималаях.

А для того чтобы это осуществить, я понимал, что мне необходимо научиться хотя бы азам альпинизма. Поэтому я начал искать клубы, которые занимаются обучением альпинизму. А, как известно, тот, кто ищет, тот всегда найдет.

Обучение альпинизму

Так я нашёл запорожскую школу альпинизма MontBlanc и своего учителя Рико – Виктор Скрыпников. Записался на курсы и начал учиться. У нас была теория раз в неделю и практические занятия на острове Хортица.

В процессе обучения Рико мне сообщил, что оказывается альпинисты и ходят вершины по «моей схеме», ставят базовый лагерь в цирке (поляна окруженная горами). И уже из цирка ходят разные маршруты максимально облегчаясь. Затем возвращаются в лагерь отдыхают и выходят на новый маршрут.

Также оказалось, что в альпинизме есть огромная масса нюансов. Нужно знать как вязать узлы, как работать в связке, делать станции, ставить точки страховки, как страховать напарника и т.д. и тому подобное… Короче говоря, информации, которую необходимо знать — реально много. Но для меня это было очень интересно, особенно практика.

Курс обучения длился 3 месяца. За это время познакомился с интересными ребятами, с некоторыми из них мы сейчас дружим и вместе ходим в горы.

После курса теоретических и практических занятий наступило время зачётного восхождения. Школа организовывала выезд в зимние Карпаты и бонусом к нашему восхождению была возможность покататься на горных лыжах или сноуборде.

Кстати, что именно выбрать лыжи или сноуборд – это целое дело. А научиться кататься на них ещё большее дело. Кому интересно можете почитать мои рассуждения по поводу выбора, а также мои первые впечатления о катании.

Так вот, нам предстояло восхождение на зимнюю Говерлу – это наивысшая гора Украины 2 061 м. Давно хотел совершить на неё восхождение, но всё как-то не получалось, а тут звёзды так совпали, что одним восхождением я сразу закрывал 2 своих цели: побывать на Говерле и стать альпинистом.

Летом маршрут на неё считается трекингом, а вот зимой уже имеет категорию сложности 1б (малые горы). Но ещё есть такое понятие как большие Горы (Кавказ, Альпы, Памир, Гималаи) и малые (Крым, Карпаты, Урал).

Совершить восхождение 1б в малых горах и 1б в больших – большая разница.

Я это осознал и ощутил когда был в Безенгах, Кабардино-Балкария. Мы тогда совершали восхождение на пик Брно (4 110 м) 1б – гора-открывашка (так называются горы, на которые альпинисты совершают первые восхождения в сезоне для получения акклиматизации перед выходами на более сложные маршруты).

Акклиматизация простыми словами – это планомерное и постепенное привыкание организма к высоте. Без акклиматизации  на высотах около 3 000 метров (у кого-то раньше, у кого-то немного позже) начинается горная болезнь, она же горняшка… Тошнота, слабость, отсутствие аппетита, головные боли, отсутствие сна и т.д. Не очень приятная штука.

Так вот, если восхождение 1б в малых горах мы совершили за один день налегке, а после вернулись в гостевой домик, который арендовали, то в больших горах на пик Брно мы ходили уже с 2-мя ночевками, неся всё необходимое снаряжение на себе… Кошки, верёвки, палатки, провизия и т.д.

А вот коротенькое видео с вершины Укю (4 334 м). Чтоб было небольшое представление о больших горах:

Возвращаясь к Говерле. Хочу сказать, что это было не так-то и легко, не сложно, но и не прогулка. Да и вообще к горам нужно относится всегда очень серьезно, какой сложности бы не был маршрут, и какого уровня мастерства вы бы не достигли. Прошу об этом помнить всегда!!!

Кстати, с восхождением принято поздравлять ни тогда, когда вы вышли на вершину, а тогда, когда с неё благополучно спустились. Вот тогда восхождение завершено, и можно поздравлять друг друга с успешным восхождением!

По статистике большинство всех несчастных случаях в горах происходит именно на спуске. Это объясняется тем, что альпинисты тратят много сил именно на восхождение, а во время спуска из-за сильной усталости нарушается внимание, координация, происходит пренебрежение страховкой и т.д.

Так же группы спускаются, как правило, во второй половине дня, а в это время снег становится более рыхлым, выше вероятность камнепада, схода лавины и т.д. Так же может испортится видимость или вообще ночь может застать группу на маршруте.

Поэтому к спуску нужно относится ещё серъезнее, чем к подъему. Многие из-за неопытности этим фактом пренебрегают.

Посвящение в альпинисты

Посвящение в альпинисты – это своеобразная традиция. Конечно какие-то моменты могут отличаться, но в целом посвящение заключается в том, что новичкам нужно поцеловать ледоруб, обмазанный горчицей.

Расскажу как это было у нас.

Нам также дали поцеловать ледоруб, измазанный горчицей, а потом пришлось выпить рюмку мартини, на дне которого лежал заветный значок.

После нам торжественно зачитали правила альпинистов, среди которых я запомнил, что инструктор всегда прав и что нельзя есть жёлтый снег. Были и ещё смешные правила, но почему-то запомнились именно эти.

С этого момента Вы вливаетесь в ряды альпинистов! Но альпинизму нужно учиться всю жизнь, постоянно поддерживая свою физическую форму и совершенствуя технические навыки. По-другому никак.

Вообще альпинисты народ очень интересный. Как говорит Сергей Бершов – легендарный альпинист и скалолаз, альпинизм – это спорт интеллектуалов. Я с ним согласен. Ни разу ещё не встречал в горах плохих людей…

Коммерческие туры я не рассматриваю, потому что туда могут попасть люди не по зову души, а просто потому, что в какой-то мере занятие альпинизмом и вообще горные восхождения – модно, сейчас это тренд.

Туризма это тоже касается. Туризм и альпинизм – по сути это одно и то же, лишь с небольшими отличиями. Туристы и альпинисты, по духу очень близкие люди, отличаются только лишь тем, что туристы, ходят маршруты через перевалы (низшая точку между двумя горными вершинами) а альпинисты, ставят своей целью как раз взойти на эти вершины.

Туристы идут, как правило, маршрут из точки А в точку Б, поэтому вынуждены тянуть с собой всё свое снаряжение, альпинисты, ставят базовый лагерь и из него уже идут на вершину, максимально легкими (насколько это возможно).

Пара слов по снаряжению: альпинистское снаряжение, по сути тоже туристическое, только к нему добавляются, веревки, карабины, ледорубы кошки, страховочные системы, закладные элементы и т.д.

Есть такое понятие как горный туризм, горные туристы совершают треки в больших горах им также приходится преодолевать ледники, проходить сложные перевалы. Поэтому их снаряжение практически ни чем не отличается от альпинистского.

Но это уже нюансы. Как я сказал туризм и альпинизм, очень похожи, но немного отличаются главными целями. Меня всегда тянули и привлекали вершины и виды, которые с них открываются, поэтому я и ушёл в альпинизм.

Выводы от Санчоса

Чем будете заниматься вы, я не знаю! Начните с туризма, походный опыт в альпинизме очень важен, а там уже поймете чего вы хотите на самом деле.

Кроме всего этого, горы для меня, служат очень сильной мотивацией. Я даже постарался ответить на такой риторический вопрос: почему лично я хожу в горы и что меня туда тянет? Кому интересно может почитать в этой статье.

Но если бы меня попросили ответить на этот вопрос в двух словах, то я бы процитировал Джорджа Мэллори:

«Я хожу в горы просто потому, что они есть!»

А когда люди пытаются доказать мне абсурдность хождения в горы, цитирую Высоцкого:)

Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал.

P.S. БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!!! Не оставляйте после себя мусор!!!

Возможно Вам будет интересно почитать:

Понравилась статья? Поделись!

2 комментария to “Как стать альпинистом и получить значок?”
  1. Ксения Коркина says:
  2. Musa Mazhit says:

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.